ВАРИАНТ 13
ГИА - 2013
Часть
2
Прочитайте текст и выполните задания
А1-А7; В1-В9; С2.
(1)Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого
дворянского рода. (2)Отец его не удосужился позаботиться о серьёзной подготовке
сына и мало обращал внимания на воспитание мальчика. (3)Только природные
дарования и неутолимая любознательность помешали Александру сделаться
«недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний. (4)Даже
самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было
свойственно сверстникам-дворянам его круга.
(5)Отец не хотел, чтобы Александр стал военным, тем более что
ребёнок не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением. (6)Казалось бы, какие
тут могли быть мечты о военной службе! (7)Но дело в том, что у отца была
неплохая библиотека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания
великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. (8)Проводя
целые дни в библиотеке отца, Саша нашёл в этих книгах богатую пищу для своего
ума. (9)0н перечитывал их одну за другой и отовсюду выбирал и сохранял в памяти
крупицы полезных сведений.
(10)Детское воображение Александра было
поражено картиной военных подвигов. (11)С упорством и настойчивостью,
появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности.
(12)Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя
десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13)Болезненный и легко
подверженный простуде, он поставил себе целью закалиться. (14)Для этого он
обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под
проливным дождём. (15)Домашние удивлялись странности ребёнка, отец между делом
читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения военных книг. (16)Но это,
напротив, только способствовало ещё большему самоуглублению Александра,
усилению его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее пристраститься к
избранному им поприщу.
(17)Счастливый
случай помог юному Суворову настоять на своём, избежать намеченной для него
отцом гражданской деятельности и пойти по военной тропе.
(18)Когда
мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель,
генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого».
(19)Василий
Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, и, заинтересовавшись,
гость прошёл к мальчику.
(21)Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию –
разыгрывал с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений.
(22)Ганнибал приоткрыл дверь и стал с интересом наблюдать. (23)Вскоре он
заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в
тактических сложностях манёвра. (24)Войдя в детскую, генерал стал подавать свои
советы. (25)Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда
спорил. (26)3авязалась оживлённая беседа о военных правилах, о великих полководцах,
и старый генерал поразился меткости суждений ребёнка. (27)Он вернулся к Василию
Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решён им
самим, и притом вполне правильно.
(28)Александру
было дано согласие на военную карьеру. (29)В следующем году отец записал его в
гвардию. (30)С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь
гениального русского полководца.
(По К. Осипову)*
*
Осипов К. (Куперман Осип Миронович) (1900-1955)
– писатель,
один из первых исследователей жизни великого русского полководца –
генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
Задания
А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому
заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера
выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.
А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему
Александр Суворов решил выбрать военную карьеру?»
1) Отец уделял много внимания воспитанию мальчика и прочил ему
военную карьеру.
2) Детское воображение Александра было поражено картиной военных
подвигов.
3) На военной карьере настаивал генерал Ганнибал, старый
приятель Василия Ивановича Суворова.
4) Александр был физически крепким ребёнком и умел скакать верхом.
А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «картина» (предложение 10).
1) ряд образов
2) произведение живописи
2) часть акта в драматическом
произведении 4) фильм
А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологизм.
1) (4)Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний,
чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.
2) (18) Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу
приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под
именем «арапа Петра Великого».
3)
(25)Маленький
Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.
4) (30)С этого момента начинается новая, полная трудов и величия,
жизнь гениального русского полководца.
А4
Укажите ошибочное суждение.
1)
В слове ПОВЕРХНОСТНЫХ согласный [т] не произносится.
2) В слове ПЫТАЛСЯ все согласные звуки глухие.
3) В слове МАЛЬЧИКА мягкость согласного [л'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове КАРЬЕРЕ количество звуков и букв совпадает.
А5
Укажите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.
1) скакал 2)
выражалось 3)
пристраститься 4) неизмеримо
А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?
1) приехал 2)
приобрести 3) причуда 4) приоткрыл
А7
В каком
слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с
помощью суффикса
-ЕНН-»?
1) военный 2)
намеченной 3) болезненный 4) увековеченный
Задания
В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9
записывайте словами или цифрами.
В1
Замените книжное слово «скудный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:_______________________________________
В2
Замените словосочетание «дворянский род» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_____________________________________________
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 28.
Ответ:____________________________________________________
В4 Среди предложений 10 - 16 найдите предложения с обособленным
согласованным определением. Напишите номера этих предложений.
Ответ:__________________________________________________
В5 В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые при вводном
слове.
Домашние
удивлялись странности ребёнка,1 отец между делом читал ему
нотации,2
пытался отвлечь от чтения военных книг. Но это,3 напротив,4
только способствовало ещё большему самоуглублению Александра,5
усилению его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее
пристраститься к
избранному им поприщу.
Ответ:_______________________________________
В6
Укажите количество грамматических основ в
предложении 7. Ответ запишите цифрой.
Ответ:___________________________________________
В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной
связью.
Когда
мальчику исполнилось одиннадцать лет,1 к его отцу приехал
приятель,2
генерал Ганнибал,3 которого Пушкин увековечил под именем
«арапа
Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и
упорстве сына,4
и,5 заинтересовавшись,6 гость прошёл к мальчику.
Ответ:_____________________________________________
В8 Среди предложений 11-14 найдите сложноподчинённое
предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________________
В9 Среди предложений 21-25 найдите сложное предложение
с бессоюзной и союзной
подчинительной связью между
частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________________
Часть
3
С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе задание С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
современного лингвиста Ираиды Ивановны
Постниковой: «Обладая и
лексическим, и грамматическим значением,
слово способно объединяться с другими словами, включаться в
предложение». Аргументируя свой
ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте
номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
И.И. Постниковой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Человек
совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд,
которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько
объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив,
обстоятельства.
Не следует
забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о
важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным
мыслям и планам, и прежде всего – к
собственным действиям.
Самовоспитание
начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле
непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется
заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек
считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других.
Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать
жизненные цели и добиваться их.
(По С.Л.Львову) 140 слов
ОТВЕТЫ
Проверка и оценивание задания С1
Информация
о тексте для сжатого изложения
|
|
№ абзаца
|
Микротема
|
1
|
Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и
оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.
|
2
|
Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является
самовоспитание.
|
3
|
Только правильная
самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться
их.
|
Проверка и оценивание
заданий А и В
№ задания
|
ответы
|
А1
|
2
|
А2
|
1
|
A3
|
3
|
А4
|
2
|
А5
|
1
|
А6
|
4
|
А7
|
3
|
В1
|
недостаточный
<или>
незначительный <или> бедный <или> убогий
|
В2
|
род дворян
|
ВЗ
|
согласие было
дано
|
В4
|
11, 13 <или>
13, 11
|
В5
|
3, 4 <или>
4, 3
|
В6
|
3
|
В7
|
1, 3 <или> 3, 1
|
В8
|
12
|
В9
|
23
|
Спасибо большое!!!!!!!
ОтветитьУдалитьОчень помогло!
Большое спасибо! Выложите пожалуйста задания на последовательное и параллельное подчинение придаточных.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо!!!Очень помогает проверить свои знания и подготовиться к ГИА!!!Пожалуйста выложите задания на виды односоставных предложений.
ОтветитьУдалитьПредлагаю тебе выполнить 2 варианта по теме "Односоставные предложения"
УдалитьСпасибо большое!!!!!
УдалитьСпасибо большое за предоставленные материалы для подготовки к ГИА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Мне очень помогло оценить свои знания и силы. Но у меня есть к вам просьба: выложите, пожалуйста, правила написания сочинения на лингвистическую тему, шаблоны сочинений на лингвистическую тему и теоретический материал по теме: «Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения». Заранее большое спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
ОтветитьУдалитьПройди по этой ссылке и посмотри шаблон по написанию сочинения.
Удалитьhttp://milissa1962.blogspot.ru/2013/04/2.html
Выполни тест под названием "Уточняющие обособленные члены предложения".
УдалитьСпасибо большое!!!!
УдалитьВосхитительно!Сейчас усердно готовлюсь к ГИА, данный материал помогает подготовится и проверить свои знания. Вот только есть трудности в написании сжатого изложения,просьба выложить материал по написанию сжатого изложения.
ОтветитьУдалитьСоветы по написанию изложения
Удалить1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.
2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.
5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:
•Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».
•Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
•Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.
9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.
10. После этого можете переписывать работу в чистовик.
Ни пуха ни пера!
Посмотри также тренинг по написанию сжатого изложения.
УдалитьПредлагаю презентацию "Приемы сжатия текста".
ОтветитьУдалитьhttp://www60.jimdo.com/app/s49bf171eea5ee30e/p54f57488cdacaadb/